ООО Конструкторское бюро морской электроники 'Вектор'
Главная Новости Направления Инновации Инвесторам О компании

Профессиональная тренажерная подготовка судоводителей рыболовных судов – ключ к повышению эффективности российского рыболовства

В ноябрьском номере газеты “Рыбацкие новости” в статье “Исправлять сообща” опубликованы тезисы выступления руководителя Госкомрыболовства России А.Крайнего на расширенном пленуме ЦК российского профсоюза работников рыбного хозяйства. Многое из высказанного можно отнести к стратегическим решениям и планам Госкомрыболовства России по выводу отрасли из многолетнего затяжного кризиса. Во-первых, это создание Государственной корпорации, специализирующейся на промысле морских биоресурсов. Во-вторых, ограничение доступа иностранных компаний к российским биоресурсам. В-третьих, компенсация 2/3 части процентной ставки по кредитам банков для пополнения оборотных средств реально работающих рыбодобывающих компаний. В-четвертых, снижение на 50% тарифов на железнодорожные перевозки при доставке рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные районы России. Пятое, ввоз без пошлин судового, рыбоперерабатывающего, навигационного и др. оборудования, не выпускаемого российскими предприятиями для дальнейшего его монтажа на рыболовных судах на российских вервях. А. Крайний коснулся также кадровой проблемы отрасли, в частности трудоустройства выпускников судоводительских факультетов. Остановлюсь на последней проблеме – профессиональной подготовке судоводителей рыболовных судов в учебных заведениях рыбной отрасли. Необходимость тренажерной подготовки для транспортных средств, к которым относятся и все группы морских судов (морского, речного и рыболовного флота) ни у кого не вызывает сомнений. Определенные виды тренажерной подготовки, связанные с безопасностью мореплавания определены Конвенциями Международной морской организации и являются обязательными для всех судоводителей независимо от специализации флота. Для всех специалистов, получающих базовое морское высшее или среднее образование по специальности “Судовождение” (будь это судоводители речного, морского или рыболовного флота), обязательным должно быть наличие дипломов о прохождении подготовки на навигационных тренажерах по следующим конвенционным программам: “Радиолокационное наблюдение и прокладка”, “Применение средств автоматической радиолокационной прокладки”, а также “Глобальные морские системы связи при бедствии”. Остальные программы, связанные с судовождением для промысловых судов не являются обязательными, как например, “Электронная картография”. А такая программа как “Маневрирование и управление судном” является обязательной, только для судов специального назначения, к которым суда рыбопромыслового флота не относятся. В последнее время наблюдается тенденция отраслевой специализации морских навигационных тренажеров. Например, для судоводителей морского флота актуальны специальные тренажерные программы подготовки судоводителей для работы в ледовых условиях, перевозке опасных грузов, по маневрированию судном при приеме нефти с буровых платформ и т.д. Для судоводителей речного флота актуальна специальная тренажерная подготовка по маневрированию судном при подходе и проходе шлюзов, управлению судном на криволинейных участках рек со сложным характером течений, на участках рек с перекатами и т.д. Для судоводителей рыбопромысловых судов наряду с обязательными конвенционными программами должны стать обязательными свои профессиональные программы на рыбопромысловых тренажерах, такие как: поиск и оценка рыбных скоплений, маневрирование и управление рыболовным судном при выполнении промысловых операций. Такое мнение высказали все участники Отраслевого совещания по тренажерной подготовке курсантов и студентов отраслевых учебных заведений, проходившего 5 октября 2006г. на базе Санкт-Петербургского морского рыбопромышленного колледжа. По мнению большинства преподавателей и инструкторов отраслевых учебных тренажерных центров (УТЦ) в условиях отсутствия учебных промысловых судов использование таких тренажеров существенно компенсирует необходимую морскую подготовку курсантов для работы на рыболовных судах. Нынешний подход к обучению судоводителей в большинстве учебных заведений отрасли не ориентирован на промысловое судовождение. Отсутствие современных рыбопромысловых тренажеров приводит к тому, что выпускников учебных заведений рыбной отрасли не учат ловить рыбу! Используя только аудиторную доску и мел, рыбу ловить не научишь. Рыбопромысловый тренажер мог бы хоть как-то компенсировать курсантам отсутствие или недостаток морской промысловой практики. Стоит также отметить, что многие преподаватели и инструкторы не имеют регулярной морской практики, а некоторые никогда не выходили в море. Таким образом, качественной профессиональной тренажерной подготовки на рыбопромысловых тренажерах в отрасли практически нет по причине отсутствия самих тренажеров или неудовлетворительного их состояния. Правомочен вопрос: Для кого мы готовим судоводителей? Для Минтранса, или для иностранных судовладельцев?! Начиная с 2001г., я неоднократно ставил вопрос перед руководством отрасли о необходимости исключить в учебных заведениях тренажерную подготовку курсантов по программе “Маневрирование и управление судном”, предназначенную для судов специального назначения, и максимально внедрять рыбопромысловые тренажеры и соответствующие программы профессиональной подготовки судоводителей. Отсутствие у выпускника отраслевого учебного заведения должной подготовки и необходимых профессиональных навыков приводит к тому, что он выбирает, конечно, не рыболовный флот, а находит работу на предприятиях морского и речного флота или за рубежом. Недаром в начале 70-ых годов ведущие преподаватели отраслевых учебных заведений предложили дополнить дисциплину “Навигация” разделом “Промысловая навигация”. В эти же годы были созданы бассейновые тренажерные центры, в которых судоводители рыболовных судов проходили тренажерную подготовку на радиолокационных тренажерах (РЛТ), а затем на рыбопромысловых тренажерах (тралового и кошелькового лова). Таким образом, передовой практический опыт лова рыбы передавался капитанами-наставниками молодым судоводителям. В настоящее время таких бассейновых тренажерных центров нет. Сегодня существует множество коммерческих учебно-тренажерных центров (УТЦ), в т.ч. в отраслевых учебных заведениях. Но все они находятся под контролем (сертификация инструкторов и самих УТЦ) Минтранса России. И соответственно, удовлетворяют только его требованиям. Федеральное агентство морского и речного флота абсолютно не волнуют проблемы рыболовства, и это логично. К сожалению и руководителей Госкомрыболовства России вопросы профессиональной подготовки судоводителей рыболовного флота практически также не интересуют. Этот факт подтверждается тем, что проект решений отраслевого совещания в С.-Петербурге от 5 октября 2006 года руководством бывшего ФАР и нынешнего Госкомрыболовства России до сих пор не рассмотрен и, соответственно, не принято никаких действий по улучшению состояния профессиональной тренажерной подготовки. В последнее время проблема качественной профессиональной подготовки стала волновать даже судовладельцев. Так, руководство Мурмантралфлота поставило перед начальником своего УТЦ вопрос о приобретении рыбопромыслового тренажера и подготовки специалистов своими силами. Для отдельной компании, даже такой солидной, вопрос это непростой. Что тогда говорить о множестве мелких рыболовных компаний. Пришло время, когда судовладельцы крупных рыболовных компаний стараются не только поддерживать суда в рабочем состоянии, но и оснащают их современным навигационным и рыбопоисковым оборудованием, новейшим промысловым вооружением. Но, к сожалению, с этим оборудованием судовой персонал работать не готов (опытные кадры ушли на пенсию, молодежь не идет, а те, кто остался, не готовы, не умеют, боятся работать на дорогостоящем оборудовании). Здесь много причин, зачастую образующих замкнутый круг, который без помощи государства судовладельцам не разорвать. На мой взгляд, главными из них являются: низкая зарплата и недостаточная профессиональная подготовка судоводителей рыболовных судов и в особенности выпускников учебных заведений. Зарабатывать можно, если эффективно работать и ловить рыбу. Это одна из болевых точек замкнутого круга, которую может решить Госкомрыболовство России – поставить в учебные заведения хорошие рыбопромысловые тренажеры. Не секрет, что выпускники учебных заведений рыбной отрасли не идут или идут с неохотой работать на рыболовный флот. Почему? В настоящее время выпускник учебного заведения рыбной отрасли, получивший образование по специальностям “Судовождение” и «Промышленное рыболовство», не обязан идти работать на рыболовный флот, как это было в советское время, когда он должен был отработать в течение трех лет по распределению. Сейчас, когда практически все учебные заведения рыбной отрасли, обеспечивающие подготовку по специальностям “Судовождение”, имеют конвенционные тренажеры, выпускники в обязательном порядке проходят подготовку на них и получают соответствующие дипломы, в том числе по программам, которые совершенно не нужны для работы на рыболовных судах. К таким программам можно отнести программу по маневрированию и управлению судном. Эта программа нацелена на подготовку судоводителей для судов специального назначения, к которым относятся ледоколы, нефтеналивные суда, крупные танкеры, паромы и т.д. Получив такую подготовку, выпускники имеют широкий выбор мест работы, руководствуясь, как правило, такими критериями, как: оплата труда, готовность и умение применить полученные знания, степень сложности и ответственности работы на судне. Следует отметить, что ответственность и, соответственно, квалификация работы на рыболовных судах и на речных и морских транспортных судах совершенно разная. Судоводитель, на транспортном судне отвечает только за доставку груза и безопасность 3-10 человек, а на рыболовном, как минимум за 15-80 человек. К тому же на торговом судне зарплата судоводителю гарантирована, если рейс был безаварийный, а на рыболовном судне ее еще нужно заработать: рыбу нужно найти, обловить, провести предварительную обработку, доставить на берег, при этом, не повредив и не потеряв орудия рыболовства. Вопрос подготовки и мониторинга морских специалистов рыбопромыслового флота поднимают и капитаны морских рыбных портов, правильно отмечая, что “процесс не заканчивается получением диплома о профессиональном образовании. Необходима постоянная профессиональная подготовка и переподготовка судоводителей рыболовных судов. Опыт последних лет показывает, что непросто самостоятельно поддерживать свой профессиональный уровень в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному морскому специалисту. Уже есть данные о снижении общего уровня профессионализма наших кадров, и это наносит ущерб престижу российских моряков” (из статьи В.Морозова, капитана Калининградского рыбного порта, опубликованной в журнале “Рыба и морепродукты” , №2/2007). К большему сожалению, только четверть учебных заведений отрасли сегодня имеют более или менее полноценные рыбопромысловые тренажеры. И главная причина в том, что данный вид тренажеров не является конвенционным. Поэтому неудивительно что, руководители учебных заведений не проявляют особой заинтересованности в их приобретении. Более того, это потребует привлечения дополнительных финансовых и трудовых ресурсов, не приносящих доходов. При этом все прекрасно понимают (из выступлений на отраслевом совещании), что с помощью рыбопромыслового тренажера можно существенно повысить качество учебного процесса. Совсем другое отношение к конвенционным тренажерам, когда кроме подготовки курсантов, эти тренажеры используются учебными заведениями для переподготовки действующих судоводителей. Это существенная финансовая поддержка для отраслевых учебных заведений. Сегодня все учебные заведения рыбной отрасли имеют необходимые конвенционные тренажеры (РЛС/САРП и ГМССБ). За последние два года на модернизацию тренажерной техники, установленной в учебных заведениях, Федеральным агентством по рыболовству были выделены огромные бюджетные средства. Но обновлялись только навигационные тренажеры, причем ежегодно и, несмотря на то, что международные и национальные требования к навигационным тренажерам меняются не чаще, чем раз в 5 лет. А на модернизацию рыбопромысловых тренажеров (не говоря уже об их поставке в те учебные заведения, где их нет) денег не выделялось вообще. Да, безопасность важна и навигационные тренажеры нужны, но только в том объеме, как того требуют международные Конвенции для судов промыслового флота. При этом Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству должен быть обеспечен должный контроль над периодичностью и целесообразностью их обновления и модернизации. Не пора ли изменить сложившуюся практику, пересмотреть финансирование, предусмотренное на модернизацию и развитие тренажерной базы учебных заведений и четко расставить акценты, какие все-таки тренажеры должны быть приоритетны для учебных заведений рыбной отрасли? Планируемые Управлением науки и образования средства в рамках НИОКР на развитие рыбопромысловых тренажеров сегодня явно недостаточны. Объемы НИОКР по направлению “Совершенствование отраслевого образования” для нужд Госкомрыболовства в настоящее время составляют менее 0,6%. В том числе на развитие рыбопромысловых тренажеров в 2008 году запланировано всего 10% от всего объема НИОКР по данному направлению (от 0.6%). Средства на НИОКР распределяются по всем отраслевым специальностям примерно равномерно, включая вопросы технологического, информационного и экономического направления. Если не выделяются средства на развитие рыбопромысловых тренажеров, позволяющих научить добывать рыбу, то возникает вопрос: Зачем тратить средства на совершенствование технологии обработки рыбы или заниматься экономическими проблемами, если не научили ловить рыбу? Есть же специализированные направления отраслевых НИОКР, выносимых на конкурс: “Информатизация управления рыбным хозяйством”, “Экономика”, “Развитие флота и мониторинг”, “Технология и техника переработки гидробионтов” и др., куда могут и, на мой взгляд, должны подаваться предложения ученых вузов, если они действительно предлагают решение актуальных научных отраслевых проблем. Во второй половине 2007 года я дважды обращался к руководителю отрасли с вопросами о необходимости развития рыбопромысловых тренажеров и поставке их в учебные заведения. Насколько мне известно, с такими же просьбами обращались и ректора двух вузов. Но до сих пор ответной реакции не последовало. Считаю, что профессиональная тренажерная подготовка должна стать обязательной. А для этого необходима система мер, а именно: 1. Подготовить нормативные документы об обязательности профессиональной тренажерной подготовки на рыбопромысловых тренажерах, как студентов и курсантов учебных заведений, так и действующих судоводителей, аналогично программам по обязательной конвенционной тренажерной подготовке. 2. Разработать типовые программы обучения на рыбопромысловых тренажерах аналогично модельным курсам для конвенционных тренажеров и внедрить профессиональную тренажерную подготовку в учебный процесс во всех учебных заведениях, ведущих подготовку судоводителей и промрыбаков. 3. Поскольку в России и за рубежом есть несколько производителей тренажерной техники, поставка рыбопромысловых тренажеров должна осуществляться только на конкурсной основе. Для этого необходимо разработать технико-эксплуатационные требования (ТЭТ) к рыбопромысловым тренажерам, порядок сертификации тренажеров и тренажерных центров, примерно так, как это делается для конвенционных тренажеров в Федеральном агентстве морского и речного флота. Такие рекомендации были записаны в проекте Отраслевого совещания, состоявшегося в октябре 2006 года в С.-Петербурге по проблемам развития тренажерной техники, в том числе рыбопромысловых тренажеров. На данном совещании единогласно все руководители учебных заведений и присутствующие специалисты поддержали целесообразность и необходимость внедрения обязательной тренажерной подготовки на рыбопромысловых тренажерах. Теперь хочу остановиться на основных требованиях к рыбопромысловым тренажерам и перспективах их развития. Рыбопромысловый тренажер должен удовлетворять требованиям базовой подготовки выпускников учебных заведений, и требованиям переподготовки действующих судоводителей и промрыбаков. И, безусловно, такие тренажеры должны постоянно развиваться и совершенствоваться при самой активной поддержке руководства Госкомрыболовства России. В октябрьском номере газеты «Рыбацкие новости» сообщалось о планировании создания Государственной корпорации, специализирующейся на промысле биоресурсов. Создание такой корпорации потребует федерального финансирования, в том числе по тренажерной подготовке и переподготовке специалистов по конвенционным программам на навигационных тренажерах. Считаю целесообразным дополнить эту обязательную подготовку предрейсовой подготовкой на рыбопромысловом тренажере. Такая подготовка действующих судоводителей, пусть даже кратковременная (12-18 часов), должна проводиться на рыбопромысловом тренажере с использованием конкретных моделей промысловых судов, установленной на судах рыбопоисковой аппаратуры и орудий рыболовства предстоящего рейса. Причем тренировка должна осуществляться в конкретных районах промысла, учитывать виды облавливаемых рыбных скоплений, в конкретные периоды времени. Такой тренажер должен позволять инструктору воспроизводить промысловые условия, максимально приближенные к реальным. Таким образом, на рыбопромысловом тренажере можно было бы отработать процедуру предстоящего лова, в том числе при работе в группе судов. При этом можно смоделировать аварийные ситуации и отработать методики их предотвращения или ликвидации происшедших аварий. Предполагаемая предрейсовая кратковременная и недорогая тренажерная подготовка позволит максимально подготовиться к ведению промысла, опробовать методы настройки орудий лова, а затем на практике в море повторить отработанное на тренажере. Опыт использования тренажеров для предрейсовой подготовки судоводителей Государственной корпорации наверняка будет интересен и частным компаниям, которые, оценив результаты такой подготовки, не постоят за ценой, чтобы обеспечить качественную подготовку для своих работников, ведь расходы, которые они могут нести вследствие непрофессионализма в сотни крат выше. Хочу остановиться на еще одном важном аспекте создания и внедрения в учебный процесс постоянно развиваемых рыбопромысловых тренажеров. Повышение образовательного уровня в учебных заведениях других отраслей, как правило, обеспечивается за счет современной лабораторной и приборной базы, а для судоводителей и промрыбаков учебных заведений рыбной отрасли оптимальным, на мой взгляд, выходом может стать научно-исследовательский тренажерный стенд на базе рыбопромыслового тренажера. Проводить натурные исследования в настоящее время практически невозможно. Ни государственные суда, ни, тем более, частные не согласятся взять на борт молодых ученых для проведения экспериментов. Выход один, как это давно принято во всем мире – математическое моделирование. Идеальным инструментов для такого математического моделирования может стать научно-исследовательский тренажерный стенд на базе рыбопромыслового тренажера. Считаю, что такие стенды должны поддерживаться, развиваться и модернизироваться разработчиками тренажеров совместно с учеными и преподавателями учебных заведений. Это даст возможность задержать талантливую молодежь в вузах, готовить смену стареющим ученым и преподавателям. Известно, что возраст преподавателей учебных заведений сейчас – 60-65 лет. В свое время имел место отток молодежи, мало было желающих поступать в отраслевые учебные заведения, а окончившиеся, как уже отмечалось выше, зачастую “изменяли” выбранному призванию. В настоящее время ситуация улучшается, появились конкурсы при поступлении. И надо не упустить момент и поддержать молодежь, обеспечивая преемственность и передачу знаний, развитие научного потенциала учебных заведений, что будет работать на благо отрасли. В этой связи наше КБ с рядом ведущих учебных заведений рыбной отрасли предлагаем подумать над созданием региональных научно-исследовательских тренажерных центров, главными задачами которых будут:

  1. традиционная тренажерная подготовка студентов и курсантов (обеспечение учебного процесса, выполнение курсовых и дипломных работ);
  2. переподготовка действующих судоводителей и промрыбаков;
  3. выполнение НИОКР и подготовка диссертаций учеными и преподавателями отраслевых вузов.

Региональные научно-исследовательские тренажерные центры могут быть созданы как на базе ведущих вузов отрасли, так и на базе региональных отраслевых институтов повышения квалификации. Разработанный нашим КБ навигационно-промысловый тренажер NFS-3000 представляет собой инновационную разработку в области тренажерной техники. Модификации данного тренажера, представленного в виде «Класса имитаторов радиолокационного оборудования» и «Класса имитаторов гидроакустического оборудования» уже установлены в Таганрогском технологическом институте Южного федерального университета. Мы создали эти классы таким образом, чтобы студенты могли не просто изучать навигационное и гидроакустическое оборудование, но и имели доступ к модификации отдельных алгоритмов и моделей имитаторов судовых приборов с целью их совершенствования. Это принципиально новая и эффективная возможность, которая существенно повышает уровень и качество подготовки будущих инженеров и аспирантов. Такая инновация сегодня не имеет мировых аналогов. Имея опыт создания таких “открытых” имитаторов в области гидроакустики, можно сделать подобное в области моделей рыболовных систем. Т.е. тренажер может стать научно-исследовательским тренажерным стендом для разработки и проверки моделей движения орудий рыболовства, моделей поведения рыбных скоплений и их взаимодействия, разработки новых способов облова рыбных скоплений. Создание научно-исследовательских тренажерных центров на базе учебных заведений позволило бы последним зарабатывать деньги за счет организации обязательной переподготовки и предрейсовой подготовки действующих судоводителей. С другой стороны, молодые преподаватели и аспиранты, работая с опытными судоводителями, перенимали бы бесценный опыт, полученный многолетним трудом в море. На вопрос: Что нужно для эффективного рыболовства и повышения производительности? – ответ очевиден: Нужны новые рыболовные суда, современное рыбопоисковое и промысловое вооружение и, конечно, подготовленные кадры. Мы никогда не решим проблему продовольственной безопасности и не выполним никакие программы по освоению квот даже в своей экономической зоне, если проблема подготовки кадров будет иметь второстепенное значение. Решить поставленную задачу при отсутствии любого из перечисленных выше звеньев невозможно. Национальные программы по возрождению российского судостроения и приборостроения нацелены на то, чтобы запустить механизмы подъема судостроения страны, в том числе рыбопромыслового флота. Если будут строиться новые суда то, конечно, будут востребованы квалифицированные кадры, которые обеспечат грамотное управление морскими биоресурсами страны. Это мнение разработчика рыбопромысловых тренажеров, основанное на опыте многолетнего общения с капитанами-наставниками тренажерных центров (проработавших на флоте 30 и более лет), преподавателями и руководителями учебных заведений, а также капитанами портов. Оно не является однозначным и абсолютным. Как и многие другие сложные проблемы в отрасли, оно требует всестороннего обсуждения, как педагогической общественностью учебных заведений, руководителями и организаторами рыбохозяйственных предприятий, так и судоводителями-практиками. Прошу всех читателей газеты, кому не безразличны поднятые вопросы, высказать свое мнение. Директор-генеральный конструктор Конструкторского бюро морской электроники “Вектор”, к.т.н., Почетный работник рыбного хозяйства России А.Н.Долгов

Назад
ООО Конструкторское бюро морской электроники "Вектор"
Последнее обновление 10.12.2017